Особенности методологии в организации работы тренеров-преподавателей отделения видов адаптивного спорта спорт лиц с поражением ОДА дисциплина плавание

Инструктор – методист отделения видов адаптивного спорта спорт лицс поражением ОДА дисциплина плавание Воронова Л.Ю.

 

МЕТОДОЛОГИЯ – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. (Краткий словарь философских терминов)

 

«Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах». (Степаненкова Э.Я., 2006)

 

Основные методические принципы, применяемые в построении учебно-тренировочного процесса это:
  1. Систематичность и последовательность применения тренировочных нагрузок.
  2. Единство общей и специальной подготовки спортсмена.
  3. Непрерывность тренировочного процесса.
  4. Постепенность в наращивании тренировочных нагрузок.
  5. Волнообразность динамики нагрузки.
  6. Цикличность тренировочного процесса (микроциклы, мезоциклы, макроциклы).
 

На отделении видов адаптивного спорта методическая и методологическая работа приобретает особенный смысл и исключительную важность. Это определено тем, что вообще не бывает «одинаковых детей», а уж среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата, тем более. Поэтому, практически для каждого обучающегося создается методологическая основа тренировок, подбираются способы воздействия, определяются методы работы, соблюдая все основные педагогические принципы, выполняя стандартные требования, прописанные в нормативных документах, но в случае с нашими спортсменами вся работа строится «тоньше и более личностно», учитывая функциональные особенности, ранимость и чувствительность к внешнему воздействию наших спортсменов. Такие факторы как общее волнение, боязнь незнакомой обстановки, стеснение собственного тела, несоответствующая экипировка, боязнь потери устойчивости при выполнении упражнения, отсутствие навыка входа в воду, дискомфорт прохладной воды, физическая скованность и т.д. приводят к стрессу, и являются главными препятствующим факторами в построении учебно-тренировочного процесса. Борьба с проявлениями стресса, преодоление психологических барьеров, страхов, является наиболее сложной и важной, из поставленных перед обучающим персоналом задач. Вот почему тренеру-преподавателю необходимо знать основы медицины и психологии, касающиеся заболеваний детей с которыми предстоит работать.

Особенность технической подготовки в адаптивном спорте лиц с поражением ОДА состоит в определении оптимального способа выполнения плавательных движений с учетом функциональных особенностей спортсмена, и заключается в совместной работе спортсмена, тренера-преподавателя и инструктора-методиста, что является основным условием постановки, адаптации техники плавания для конкретного спортсмена, в зависимости от его телосложения и физических особенностей. Например, к спортсменам с ДЦП и спортсменам, имеющим спинномозговую травму или ампутации конечностей, применяются принципиально разные методы освоения техники плавания. Для одних возникает необходимость в применении специального инвентаря, оборудования и приспособлений, для других — необходимость в дополнительной страховке и помощи, строгом соблюдении правил техники безопасности на воде, а главное помнить о долгосрочности достижения спортивных результатов.

Понимая особенную ответственность работы на нашем отделении, хочу сказать, что именно поэтому и тренеры — преподаватели, и инструктор — методист, и все, кто имеют прямое или косвенное отношение к учебно-тренировочному процессу, воспитанию спортсменов, особенно тщательно выбирают методы и способы построения учебно-тренировочных занятий, предельно точно используют методологические знания при разработке тренировочных планов и постоянно повышают свою квалификацию.

Творческий поиск и комплексный подход позволяет нам добиваться высоких спортивных результатов, воспитывать настоящих спортсменов и сильных духом людей. Людей с безграничными возможностями!

Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по водным видам спорта «ЭКРАН»
195220, Россия, Санкт-Петербург, ул.Хлопина, д.10, лит.Д (812) 297-12-70 ekran.school@mail.ru
Разработка: 78км/ч, nihil